Рекомендации для педагогов по профилактике и предупреждению детского суицида

«…Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал…»
Р. Алеев

Некоторые представления о суициде

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

  1. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
  2. Суицид занимает 8 место в списке причин смерти.
  3. Разговоры о суициде не повод, чтобы наложить на себя руки.
  4. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
  5. Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодежи. Первое — это несчастные случаи, хотя некоторые из них могут рассматриваться как суицид, например, разбившийся насмерть водитель-одиночка.
  6. За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи.
  7. Более 80% людей сообщают о своем намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и/или страданиях.

Причины суицида

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
2). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
3). Дисгармония в семье.
4). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания).
5). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
6). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:
-с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
-злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
— с затяжным депрессивным состоянием;
— сверхкритичные к себе подростки;
— страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
— фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
— страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
— из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;
— из семей, в которых были случаи суицидов.

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные
  • боли, постоянную усталость, частую сонливость),
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или
  • выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека
  • «одиночку»,
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
  • погруженность в размышления о смерти,
  • отсутствие планов на будущее,
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки готовящегося самоубийства

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

  1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
  3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
  4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  5. Словесные указания или угрозы.
  6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
  7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
  8. Бессонница.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

  • установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
  • будьте внимательным слушателем;
  • будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
  • помогите определить источник психического дискомфорта;
  • вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
  • помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
  • окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
  • внимательно выслушайте ребенка!
  • уделяйте как можно больше внимания своим детям!

Что может сделать педагог, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут провоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной

формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности. Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.

  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками

конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

  • Информационный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего. Узнайте, что хотят ученики, как намерены, добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач — такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок. Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или группой.

Рекомендуется придерживаться следующих принципов:

Определить причину психотравмирующей ситуации, выявить внутренний конфликт.

Создать благоприятный психологический климат, учитывая социальный статус каждого ребенка.

Педагогам знать возрастные особенности учащихся.

Избегать психотравмирующих ситуаций, проводить уроки с положительно-эмоциональным настроением.

Помочь учащимся в определении приоритетов, учить отказываться от завышенных требований и сверх ожиданий, поощрять личные достижения и успехи ребенка.

Культивировать уверенность ребенка в себе.

Не сравнивать успехи и достижения ребенка с достижениями других ребят.

Быть для ребенка внимательным слушателем.

Задавать вопросы учащимся, чтобы помочь разобраться им в своих мыслях.

Проявлять толерантность к де

Устанавливать заботливые взаимоотношения. Чаще использовать фразы: «Мы с тобой», «Мы тебя любим» и т.д.

Формировать у детей понятия о том, что жизнь –это главная ценность для человека.

Помогать ребенку сформировать жизненные принципы, свое кредо.

Включать ребенка в общественную жизнь группы, колледжа и т.д.

Как можно чаще использовать тактильные прикосновения.

Не запрещать детям выражать свои эмоции.