Рекомендации родителям по адаптации первокурсников

Социально-психологическая адаптация учащихся первокурсников – одна из важных проблем, характерных для ССУЗ. Сложность этой проблемы проявляется еще и в том, что адаптация учащегося протекает одновременно с процессом формирования учебной группы как коллектива.

Основные этапы процесса адаптации:

1 этап – первичная адаптация (вхождение учащихся в новую группу, построение в ней межличностных отношений, в первый месяц).

2 этап – вторая половина первого семестра обучения – характеризуется кризисными моментами (происходит активное вхождение учащихся в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении адаптации и возникновение конфликта – учителя, мастера, одногруппники).

3 этап в течение второго семестра обучения происходит преодоление кризисного момента – повышение благополучия взаимоотношений в группе, удовлетворение  общением, учебой и т.д.

Учиться в нашем колледже не так уж трудно, главное – уловить ритм, по которому работает система и не пускать все на самотек. Именно поэтому настраивайте детей старательно относится к лекциям, зачетам, семинарам, первым контрольным работам. Следите за посещением лекций, выполнением всех заданий. Пропуски и  их накопление приводит к печальным последствиям, стрессам на сессии, а некоторых и доводит до кабинета заведующего отделением либо директора, зачастую вместе с родителями.

Следует помнить, что из-за сильного переутомления (нервного и физического) первокурсники обладают более низкими возможностями восприятия и усвоения учебного материала. Возраст 15–17 лет – это период полового созревания молодых людей, период, пожалуй, самый тяжелый в жизни человека. Его особенности в том, что происходит быстрый рост мышечной ткани и скелета, за полгода молодой человек может вытянуться на 10 см, в то время как его сердечнососудистая система еще мала, недостаточна, чтобы обслужить растущий организм. Поэтому учащиеся быстро утомляются, становятся раздражительными, агрессивными, начинают хамить. На фоне этих эмоциональных переворотов у них могут возникнуть головные боли и проблемы в учебном заведении, на которые родителям необходимо обратить внимание и поддержать своего взрослого ребенка.

 Прежде всего – создайте для него нормальные условия: проследите за режимом дня, который предохраняет от утомления, обеспечивает успешное выполнение домашних заданий. Чаще напоминайте, что сначала выполняются задания средней трудности, затем – самые сложные, затем – самые легкие. Сон должен составлять 7-8,5 часов в сутки, каждый «недоспанный» час снижает производительность труда на 15-20%, а сон свыше 9 часов действует на организм расслабляюще. В период адаптации нужно вычеркнуть из распорядка дня сидение у телевизора и компьютера, поздние гуляния. Исключите из жизни сына или дочери допинговые средства (крепкий чай, кофе, курение, алкогольные напитки), внушите, объясните, запреты не помогут. Утром кормите посытнее, ведь организм молодой и происходит интенсивный рост клеток. Интересуйтесь жизнью своих взрослых детей, не отмахивайтесь от них даже тогда, когда вы падаете от усталости. Не давайте им закрыться и запереться. Следите, с кем подружились ваши дети в учебном заведении. Спрашивайте ненавязчиво: «А как твои дела в колледже? А вот это ты сделал? А это ты написал, а это ты понял?». Будьте в курсе всех текущих событий.

И все же, время от времени, у вас могут быть неприятности, связанные с учебным заведением, которые будут требовать от вас особенного внимания. К таким неприятностям относятся прогулы.

Существует несколько причин, побуждающих молодых людей прогуливать занятия. Некоторые взрослые дети, достигнув 15-17 лет, воспринимают происходящее в учебном заведении, как нечто имеющее весьма поверхностное отношение к своей жизни. Для этих молодых людей прогулы могут служить симптомом разочарования, даже отчаяния.

Для других – это, скорее, личная проблема. Прогулы могут быть признаком беспокойства, стресса или проблем интимного характера. Например, девушки или юноши, считающие себя слишком толстыми, неуклюжими или физически непривлекательными, могут уклоняться от занятий физкультурой, где им приходится терпеть насмешки окружающих.

Такой семейный кризис, как развод, может так же предшествовать прогулам.

Какова бы ни была причина прогулов, они могут сильно расстраивать родителей. Если вы знаете, что ваш сын или дочь прогуливают занятия, постарайтесь разобраться с этой проблемой как можно скорее. Чем дольше это тянется, тем труднее учащемуся вернуться обратно. Ему приходится придумывать все новую и новую ложь, а количество пропущенного материала возрастает.

Хотя прогулы могут быть и следствием лени или выражением недовольства, в этом случае – сравнительно легко вернуться к занятиям.

Итак, родителям необходимо:

Настроить своего первокурсника на серьезный лад.

Деликатно интересоваться его жизнью, а особенно тем, что нового он узнал на лекциях.

Поддерживать связь с куратором группы и администрацией колледжа, желательно незаметно для первокурсника. Но, благодаря дружбе с куратором группы, вы узнаете достоверную информацию об успехах вашего ребенка. Так как некоторые смекалистые учащиеся не любят расстраивать родителей, а предпочитают их обманывать.

Ну и самое важное — морально поддерживайте, верьте в своего ребёнка! И у него обязательно все получится.