КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДЕПРЕССИИ

В последние десятилетия подростковая стала  одним из  самых социально обсуждаемых явлений. Раньше считали, что депрессия у детей встречается редко. Однако в ходе исследований было обнаружено, что среди детей она  наблюдается у 1 %, среди подростков этот показатель уже увеличивается до 4 % (младшие подростки). К окончанию подросткового возраста вероятность наличия депрессивного эпизода в анамнезе возрастает до 20% (ближе к 16-17 годам). Вдвое чаще подростковые депрессии встречаются у девочек.

         Депрессии у подростков повышают риск будущих депрессивных эпизодов, неполучение образования, безработица. У половины подростков, совершивших суицид, выявлялись симптомы депрессии. У 75 % взрослых с большим депрессивным расстройством первый эпизод произошел в юности.

Депрессия – (от латинского слова «deprimo» — «давить (вниз), подавить») это психическое расстройство, связанное  с нарушением биохимии  мозга.

Наиболее типичными симптомами депрессии считаются  сниженное настроение, утрата интересов и способности получать удовольствие, повышенная утомляемость. Суть состояния депрессии в том,  что организм не видит способа  в данных  жизненных обстоятельствах добиться устойчивой положительной тенденции в восстановлении ресурсов после их израсходования. В состоянии депрессии любой человек, сколько бы ему ни было лет, чувствует себя никому не нужным, нелюбимым, глупым, самым худшим.

Дети и подростки – одна из самых психологически уязвимых групп в силу неразвитой, нестабильной психики, поэтому они больше подвержены депрессии.

Депрессия диагностируется  врачом – психиатром. Но родители  могут распознать симптомы депрессивного состояния и вовремя оказать необходимую поддержку. Американский клинический психолог и психотерапевт доктор Дуглас Райли рекомендует родителям страдающего депрессией ребенка или подростка применить  две техники, направленные на создание вокруг ребенка защитного поля.

Первое, что можно сделать, это сократить физическую дистанцию между собой и ребенком. Телесная сенсомоторная близость является поддерживающей. Ребенок испытывает облегчение и почувствует себя в безопасности, если родитель потратит немного времени, чтобы посидеть с ним на диване, поговорить, погладить по голове или прикоснуться к руке, дав ему понять, что намерен сделать все, чтобы он почувствовал себя лучше. Одиночество  и чувство изоляции, которые испытывает страдающий депрессией подросток, мешают ему сказать о своей потребности в физическом контакте. Поэтому родитель должен сделать первый шаг.

Второй важный постулат – вместе с подростком планировать день, проговаривать распорядок дня, чтобы уменьшить испытываемое им чувство  неопределенности, двусмысленности и неизвестности. Важно проговаривать ребенку все «что, почему, когда, где» пока ребенок не скажет «Хватит. Вы мне уже сто раз говорили!» Если он  произнес эти слова, значит его внутренняя  карта прорисована во всех необходимых деталях и неопределенность его больше не беспокоит.

Подростку необходимо говорить  о том, что с ним происходит. Если  родителю удалось  направить его на диагностику, лучше всего к врачу – психиатру, и по каким – то критериям была выявлена депрессия, то первый шаг – это нормализация его состояния. Важно сказать, что состояние ребенка не связано с тем, что он какой – то плохой, а обусловлено определенными изменениями в организме, возможно, недостаточным количеством гормонов: «У тебя есть трудности. Это делает с тобой твой  мозг, твое тело, но с этим можно справиться. Представь, что ты заболел гриппом. Когда ты болеешь гриппом, ты же лечишься, тебе плохо, но это проходит. Депрессия – это болезнь, она заканчивается».

Подростку, как и взрослому, необходима надежда. Потому что в депрессии  кажется, что это не закончится никогда. Это очень пугает, лишает сил и приводит к антивитальным мыслям (мыслям о нанесении себе повреждений, уходу из жизни).

Поэтому говорить с ребенком просто необходимо!!!!

Педагог социальный
УО «Оршанский ГАК»                Н.А. Заботкина

Previous Article
Next Article