Рекомендации для родителей

УЧЕТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА

 В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Не бывает хорошего или плохого темперамента.

Вопрос, кем лучше быть, не имеет никакого смысла, как и вопрос, какая пора года лучше. В каждом есть плюсы и минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.

Термин «темперамент» был введен в обиход Гиппократом. В переводе с латинского (temperamentum) это слово обозначает возбудимость и восприимчивость человека к внешним раздражителям.

Академик И.П. Павлов в теории и типологических свойствах нервной системы дал толкование природы темперамента. Он выявил основные свойства нервных процессов. К ним ученый отнес: 1) силу возбуждения и   торможения; 2) уравновешенность и   неуравновешенность этих процессов; 3) подвижность этих процессов. На основании изучения этих свойств И.П. Павлов выделил типы нервной системы и соотнес их с определенным видом темперамента.

Слабый тип характеризуется слабостью нервных процессов, быстрой утомляемостью. Этот тип соответствует меланхолическому     темпераменту. Обладающие этим темпераментом, как правило, медлительны, необщительны и замкнуты. И тяжело адаптироваться к новым условиям, они грустят от разлуки со старым местом, старыми друзьями. Таким детям необходимо гораздо больше времени на подготовку к занятиям и если что – то у него не получается, он становится неуравновешенным и робким.

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип характеризуется медленным включением в деятельность и медленным переключением с одного вида деятельности на другой. Этот тип деятельности соотносится с флегматическим темпераментом. Дети – флегматики, несмотря на медлительность, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, это закрытый тип. Ребёнок не выдает переживаний, а они конечно есть и могут быть связаны прежде всего с его медлительной речью и движениями. Хотя, если этим детям что – то поручить, они обязательно доведут порученное дело до конца. И помогут им в этом терпение и неспешность.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип характеризуется большой работоспособностью, включением ребенка в различные виды деятельности и быстрым переключением с одного вида на другой. Этот тип соотносится с сангвиническим темпераментом. Дети с таким темпераментом обладают хорошо отлаженной двигательной и словесной активностью. Дети с таким темпераментом обладают хорошо отлаженной двигательной и словесной активностью. Они общительны, легко сходятся с другими детьми и легко приспосабливаются к измененным условиям.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется большой работоспособностью, но процесс возбуждения преобладает над   процессом торможения. Этот тип соответствует холерическому   темпераменту. Ребенок с преобладанием холерического темперамента обычно не сдерживает эмоций. Он легко возбудим, подвижен и вспыльчив. У него чрезвычайно развита мимика лица. Такой ребенок с большой охотой берется за разные дела, но эмоции зашкаливают, и он может не справится   с делом исключительно из-за своей возбудимости.

Совместная уборка квартиры, работа в огороде, в саду, уход за домашними животными, совместные заготовки- все это создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя членом семьи постоянно, осознавал связь с ней.  Совместный труд дает ребенку удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе, дети учатся договариваться и сотрудничать. Но формируя положительное отношение к тому или иному виду труда у ребенка, необходимо знать его темперамент.

Интерес ребенка – сангвиника к выполненному поручению можно поддержать в том случае, если уделить внимание его успехам, одобрять и поощрять их.

Ребенка – холерика можно научить самообладанию, умению сдерживать чувства. Надо спокойно сделать замечание по поводу его несдержанности, сказать возможных отрицательных последствиях, к которым она приводит.

У ребенка с меланхолическим темпераментом плодотворность труда зависит от настроения. Только лаской и доброжелательностью можно влиять на этих детей.

Учет темперамента также необходим при оценке результатов работы. Недооценка ребенка — холерика вызывает у него бурную эмоциональную вспышку, которая быстро проходит. Флегматик к недооценке внешне относится спокойно, ходя в душе переживает. Трудовой ритм от этого у него не нарушается. У сангвиника недооценка вызывает ярко выраженное недовольство, но относительно сдержанное. Он в состоянии нормально продолжать работать. Ребенок с меланхолическим темпераментом недооценку труда воспринимает с глубокой, ранящей душу обидой, которая лишает его равновесия и способности нормально реагировать на замечания.

Завышенная оценка результатов труда у холерика может вызвать самоуверенность и зазнайство; у сангвиника повысит настроение и заметно активизирует его работу; флегматика взбодрит; меланхолику завышенная оценка нужна для поддержания веры в свои силы и способности успешно справляться с порученным делом.

Родители должны помнить, что если своевременно не вовлечь ребенка в посильную деятельность на общую пользу, то с годами у него вырабатывается потребительское отношение к жизни, привычка жить на всем готовом, формируется психология иждивенца.

Трудолюбие не дается от природы. Ребенок должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не заинтересованность ребенка, а его польза, его необходимость. Потом, по мере развития ребенка любая работа будет приносить радость, если общественная ценность от деятельности будет для него очевидна.

Недостаточно быть трудолюбивым; муравьи вон тоже трудолюбивые. Важно понимать, на что нацелено твоё трудолюбие.          (Генри Дэвид Торо)

январь 2023

Педагог социальный                         Н.А. Заботкина

 

Previous Article
Next Article