Общие маркеры, указывающие на вовлеченность несовершеннолетних в деструктивные сообщества

Поведенческие и социальные маркеры:

конфликтное поведение. Частые конфликты с учителями и сверстниками, участие в травле. Подросток может угрожать учителю, запугивает его или проявлять агрессию в его сторону;
журнал с именами. Ведение тетради, блокнота или записной книжки, в которые записывает имена людей, агрессивные высказывания в их адрес либо делает негативные рисунки;
— интерес к сценам насилия;
навязчивое рисование. Подросток рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу;
самоизоляция. Подросток демонстративно держится вдали от остальных учеников (сидит «на отшибе», уходит из класса во время перемены, после уроков уходит из класса первым); не общается с одноклассниками в социальных медиа;
пассивный протест. Уходы из дома, бродяжничество, отказ от приемов пищи, отказ от общения;
жестокость. Жестокое обращение с животными, со сверстниками, другими людьми;
материалы с шок-контентом. Интересуется убийствами, самоубийствами, происшествиями, терроризмом, пытками, изнасилованиями, живодёрством;
негативные высказывания. Остро негативно высказывается о людях, организациях, государстве;
резкие и внезапные изменения в поведении. Отказ от обучения, участия в школьных мероприятиях, секциях, пропуски занятий по неуважительным причинам, потеря интереса к любимому учебному предмету;
подражание асоциальным формам поведения окружающих, которые имеют авторитет для подростка;
угрозы. Подросток прямо или косвенно угрожает: «скоро вы у меня получите», «я все припомню», «недолго вам осталось», «смейся пока можешь» и т.п.;
новые слова, термины, криминальный сленг. Использование в речи новых, нехарактерных для конкретного несовершеннолетнего выражений, слов, терминов, криминального сленга;
появление предметов и веществ, которые могут быть использованы для закладок наркотиков (перочинные складные ножи, используемые для создания отверстий в стенах домов, полостей в грунте под закладки (обычно на лезвии остаются следы земли, известки, бетона или краски); пластиковые пакеты малого размера; аэрозольные баллоны с краской, трафареты (для рекламы интернет магазинов наркотиков);
трансляция деструктивного контента в социальных сетях.

Психологические маркеры:

— повышенная возбудимость, тревожность, перерастающая в грубость, агрессию;
— зацикленность на негативных эмоциях, склонность к депрессии;
— неспособность сопереживать другим людям;
— отсутствие позитивных жизненных целей;
— наличие акцентуированных и психопатических черт личности;
— утрата прежнего эмоционального контакта с одноклассниками;
— нелюдимость, отчужденность в школьной среде;
— отсутствие друзей, низкие коммуникативные навыки;
— изменение прежнего круга общения;
— стремление показать свое «бесстрашие» окружающим;
— избегание зрительного контакта (уводит взгляд, предпочитает смотреть вниз, себе под ноги);
— переживание собственной неуспешности;
— ожидание негативного и враждебного отношения со стороны окружающих, подозрительность, неуверенность в себе, ранимость, обидчивость;
— отсутствие увлечений, соответствующих возрасту;
— склонность к избегающим моделям поведения;
— интровертивная направленность, склонность не делиться своими переживаниями.

Маркеры внешнего вида:

— одежда с агрессивными надписями;
— смена обуви на «грубую», военизированную;
— нацистская атрибутика;
— телесные повреждения. Наличие (появление) синяков, ран, царапин, ожогов, порезов на теле или голове;
— пренебрежение к внешнему виду. Нежелание следить за своим внешним видом;
— дорогостоящие вещи, одежда, обувь. Появление у несовершеннолетнего дорогостоящей обуви, одежды, других вещей, собственных денежных средств, источник получения которых он не может объяснить.

Маркеры в социальных сетях:

— специфическое изображение на странице в социальной сети вместо аватарки или аватарка имеет деструктивный характер;
— нездоровая заинтересованность вопросами смерти, подписка на сообщества, содержащие истории совершения суицидов, серийных убийств, изображения кладбищ, гробов;
— повышенное внимание к оружию, к его изготовлению и применению вне компьютерных игр, исторического и познавательного контента;
— комментарии под фото или постами, указывающих на эмоциональную нестабильность, резкие перепады настроения;
— небольшое количество друзей или отсутствие в друзьях одноклассников;
— на странице фотографии и группы, репосты с деструктивных форумов, комментарии в пабликах околополитического содержания, призывающих подростков к нарушению закона;
— повышенный интерес к сообществам нацистской, фашистской тематики;
— чрезмерное увлечение комиксами и аниме, особенно хентай манга (порно –комиксы);
— на «стене» информация о конфликтах с близкими людьми, родителями, одноклассниками;
— подписка на сообщества, публикующие посты о расстройствах пищевого поведения (анорексии, булимии);
— записи на «стене» прямого и косвенного высказывания о намерениях уйти из жизни;
— заинтересованность фактами телесных повреждений и самоповреждений;
— специфический интерес к лекарствам и психоактивным веществам;
— неодобрительные, оскорбительные комментарии под фото и постами от одноклассников или значимых людей.

Previous Article
Next Article